Блог Екатерины Степной. Весна 2013 г. Май.

 

31 мая 2013 г.

 

Сад наполнен солнцем и светом. Стремительно стартуют последние эфемероиды, чтобы через несколько дней исчезнуть до следующей весны.

 

Первым среди пионов расцветает древовидный. Он радует меня не каждый год, а только если весна предоставляет ему достаточно тепла.

 

Стоят в бутонах люпины.

 

Но, несмотря на кажущийся праздник, в общем хоре леса звучит некая тревожная нота. Растения спешат: быстро проснуться, вытянуться как можно выше к солнцу (скорее!), отцвести (скорее!),  разбросать семена (скорее!) и замереть перед чем-то. Такое поведение растений я наблюдала в 2010 г.

 

 

А я заканчиваю весну выставкой в д/к "Рублево" на фестивале "Лучший город Земли". 

 

Совершенно случайно на фестивале оказалась Ирина Шапранова, руководитель студии бисероплетения, работающей при нашей х/м "АНКАРС". И тем более случайно получилось так, что Ирине забыли сказать, что на фестивале будет выставка.

 

Таким образом, мне исключительно повезло, потому что в результате Ирина помогала мне на выставке, а главное, отпустила меня на час раньше, оставшись при экспозиции и взяв на себя демонтаж. Благодаря этому я сумела попасть домой не в половине второго ночи, как ожидала (я собиралась возвращаться домой на электричке, а таково уж расписание электричек на Белорусской железной дороге: не успел домой на "Спокойной ночи, малыши", - извини, ночуй на улице, на нашей станции в это время суток электрички остнавливаются с интервалом в два часа), а гораздо раньше. За что ей, Ирине, очень большое спасибо.

 

А еще на фестивале были дивные ростовые куклы. 

 

 

30 мая 2013 г.

 

За время, проведенное мною на выставке, в лесу сменились декорации. Цветет жимолость, давно и успешно натурализовавшись среди берез и елок. Калужницы отцвели, но зато все поляны залиты золотом купальниц. И даже в пасмурную погоду лес кажется светлым и летним.

 

 

Среди подготовки к завтрашней выставке выбегаю в лес с фотокамерой. Снимаю на бегу. Не получились белоцветники, - жаль, уже отцветают, - не получились ландыши, - ладно, еще успею снять.

 

Зато вечером после дождя на небе загорается настоящая летняя радуга, двойная, освещенная закатным солнцем.

 

 

Заодно с радугой снимаю розу, первую, расцветшую в этом году. Это - первая роза, которую я, не удержавшись, купила недавно для нового сада. Шармант, Гийо. И хотя уже ясно видно, что никакая это не Шармант, и, скорее всего, даже не Гийо, все равно: первая роза - это здОрово.

 

 

29 мая 2013 г.

 

Расцвел первый в этом году ирис.

 

 

28 мая 2013 г.

 

А что же сад?

 

Доцветает сирень, тают ее соцветия, стекают на землю, разливаясь голубыми озерами вероники.

 

Еще цветут морозники, - "зеленые цветы", пусть и не "меж белых листьев и на белых стеблях", но все равно необычные и загадочные.

 

Раскрываются первые флоксы.

 

Страусники стали такими огромными, что купены прячутся под их веерами.

 

И над всем этеи великолепием - душистыми белыми облаками цветет необыкновенно красивое растение, которое хочется назвать на латыни, потому что так, как оно называется по жизни - цветущий хрен - называть его как-то неловко.

 

  

 

27 мая 2013 г.

 

Четыре дня я провела на выставке - наша художественная мастерская принимала участие в ювелирном фестивале "Симфония самоцветов". Фотографии с выставки уже можно посмотреть ЗДЕСЬ.

 

Я участвую в "Симфонии самоцветов" один-два раза в год, то есть достаточно редко, и бывает интересно сравнить свои впечатления от нынешней выставки и той, в которой я участвовала в предыдущий раз.

 

Я заметила изменения в ассортименте украшений. Почти исчезли украшения среднего уровня. Остались работы либо художественные, либо совсем никакие.

 

В предлагаемых материалах для работы, ассортимент которых, как обычно, вгонял посетителей-художников одновременно в состояние эйфории и депрессии, наметился явственный поворот в сторону бисероплетения. Очень много достойных материалов именно для работы с бисером, например, бисер из драгоценных камней.

 

Было много случайных приятных встреч со своими ученицами, которые по тем или иным причинам давно не посещали нашу художественную мастерскую, но, как выяснилось, продолжают работать в АНКАРСе.

 

И еще мне удалось познакомиться с коллегой, который преподает  китайскую живопись в том же клубе "Встреча", где я преподаю АНКАРС. Он проводит занятия по пятницам, я - по средам и субботам. И никогда бы нам не встретиться, если бы мы не оказались случайно в роли педагогов, проводящих мастер-класс, на этой выставке.

 

22 мая 2013 г.

 

Готовлюсь к завтрашней выставке в АМБЕР-ПЛАЗА.

 

Сфотать несфотанное, закаталожить некаталоженное, назвать неназванное. Попробуйте дать имена двум десяткам авторских работ ("ой, Екатерина Юрьевна, вы уж сами как-нибудь назовите..."), которые до сего дня жили под именем "колье зеленое с жемчугом", или "серое с жемчугом", или даже "красное с жемчугом"... Чувствую, что, запутавшись в жемчугах, уже перестаю их различать. "С гематитом"... еще "с гематитом"... опять "с гематитом"... Так, "Наяда" была... "Дриада" тоже была... Кто у нас там иже с ними? - "Эвридики" не было"! Отлично, нарекаю тебя "Эвридикой"! - Нет, определенно, это развивает.

Ох, нет, была "Эвридика"! - проверяем пятисотые номера в каталоге.... - ну точно, была. У Натальи Тачановой. Лет десять тому назад.  Сейчас номера приближаются к юбилейным двум тысячам. Значит, нарекаю "Песнь Эвридики". 

21 мая 2013 г.

 

Дождь, и в каплях дождя сад кажется особенным, волшебным.

 

 

20 мая 2013 г.

 

Есть маленький секрет, позволяющий поддерживать сад в форме, даже если совсем нет времени. Этот секрет знают многие садоводы. Он заключается в уважении к дикоросам - природным растениям, которые достаточно декоративны, чтобы по праву жить в саду.

 

Дербенник, вероники, нивяник, таволга, василистник, вербейники, калужница, фиалки, синюха голубая, незабудка, герани, ясколка, тысячелистники... Список можно продолжать. И незаменимые почвопокровники - селезеночник, будра плющевиданая, живучка. Все они поселились в моем саду сами. Если прибавить к ним неприхотливые садовые растения, которые размножаются самосевом, - гвоздики, наперстянки, рудбекии, люпины..., - вы получите солидное количество помощников, которые всегда скроют ваши промахи и недоделки, помогут сохранить влагу в почве между поливами, не обидятся,  если вы не уделите им внимания или даже отправите жить в лес. А на заботу отзовутся очень благодарно. 

 

Я давно хотела присоединить к ним купальницу, в нашем лесу их очень много, но все как-то не получалось - то некогда было, то некуда посадить. Теперь она тоже пришла ко мне сама.

 

 

19 мая 2013 г.

 

Я мечтала перекрасить этот домик еще тогда, когда не предполагала, что он станет моим. Уж очень особенный был у него цвет. И вот - момент настал, - повернись, избушка! - осваиваю профессию маляра.

 

Красили вдвоем с мужем. Примерившись так и эдак, решили все-таки красить с земли с помощью длинной палки. Дело это оказалось непростым. Второй этаж красил муж, а я ассистировала: ловила валик и опускала его в краску. С первым этажом я справилась сама.

 

Десяти литров краски не хватило, половина одной стены осталась недокрашенной, в ожидании следующего захода. Но уже сейчас с избушкой произошла удивительная перемена. Она, совершенно не подходя по стилю к окружающим домам, тем не менее не кажется больше разительно инородной.

 

 

18 мая 2013 г.

 

И начинается бал сирени. Садовый сезон открыт.

 

 

17 мая 2013 г.

 

Продолжается бал тюльпанов, но уже зацветает сирень.

 

 

16 мая 2013 г.

 

Вместе с тюльпанами цветут нарциссы. Начинается цветение гиацинтов.

 

Все знают, что гиацинты положено выкапывать после цветения. Я тоже так делала. Но однажды из-за других дел не успела выкопать их вовремя, а когда наконец ими занялась, не смогла найти одну луковицу. Растения над ней разрослись, я боялась повредить их корни, и, видимо, искала не слишком тщательно. Я решила, что луковица погибла.

 

Но следующей весной выяснилось, что луковица вполне жива, она дала хороший росток, который потом цвел не хуже, а, пожалуй, лучше остальных, тех, что я выкапывала.

 

С тех пор я выкапываю гиацинты только в том случае, когда нужно их поделить.

 

 

15 мая 2013 г.

 

В саду продолжается бал тюльпанов.

 

 

14 мая 2013 г.

 

Майский лес, где соловьи поют уже даже днем, и весь птичий хор радостно им подпевает, лес, который весь тянется к солнцу после долгой зимы, - это мгновение в жизни природы хочется останавливать и останавливать. Когда вы смотрите на него, вам передается энергия жизни и воля к жизни, - это трудно объяснить словами, но можно почувствовать.

 

Конечно, я не успеваю отразить в своей майской хронике  все важные события. Одним из них является сезон любви у жаб, аборигенов здешних мест.

 

Жабы зимуют, закопавшись в грунт. Когда почва оттаивает, однажды под вечер земля начинает шевелиться: жабы медленно высвобождаются из зимнего убежища и отправляются в путешествие к родному пруду, туда, где начиналась их жизнь. Этот исход завораживает, в нем есть какая-то древняя тайна. Увидев его однажды, вы поймете, почему жабам приписывают столько магических свойств.

 

Их много, до десятка на каждом квадратном метре. Ведь волшебный жабий пруд находится  совсем рядом с моим домом. И несколько вечеров подряд я выхожу гулять с собакой, вооружившись фонариком, чтобы не наступить ненароком на путешественниц.

 

Потом, спустя несколько недель, когда у жаб появляются дети, начинается второй исход: лягушата покидают малую родину и отправляются искать себе место во взрослой жизни.

 

Три года назад, когда мы строили гараж, наступило время второго исхода. Строители отправились обедать, собираясь по возвращении заливать бетоном площадку под гараж. Я случайно вышла из дома и увидела армию лягушат на этой самой площадке и на всем пути к ней от пруда. Лягушат было очень много, три ведра. Я знаю это точно, потому что, надев резиновые перчатки и вооружившись ведром, я приступила к  спасению их юных жизней.

 

С тех пор в моем саду с комарами и другими насекомыми сражается целая армия моих союзников. А древний лягушачий исход в волшебную майскую ночь - это маленькая тайна моего сада.

 

 

13 мая 2013 г.

 

И вот мы уже видим майский лес, почти летний. Цветут фиалки, калужницы, купальницы стоят в бутонах. Цветет черемуха. Но основная палитра - это оттенки зеленого.

 

Однажды, гуляя в лесу, я размышляла над тем, как можно с помощью одного только зеленого цвета создать столько красоты, передать столько оттенков настроения - от мрачных, драматичных  и строгих  до ликующих, беспечных, легких. Присев покурить, я стала считать оттенки зеленого цвета. Когда я дошла до тридцати, это занятие мне надоело, но оставалось еще прилично.

 

У меня вызывают сложные ощущения призывы изучать и преподавать теорию цвета, грамотно и правильно сочетать цвета. Я не против теории, но в том виде, в котором она преподносится, теория цвета очень несовершенна. Можно оцифровать и посмотреть по кривым, по гисторгаммам, любую картинку. Тогда оценка будет точной. Но до этого уровня теоретики цвета обычно не дотягивают, это не их область. Показать цветовой круг и рассказать СЛОВАМИ про сочетаемость цветов - я вижу в этом некую профанацию.

 

Попробуйте рассказать словами, что такое, например, синий цвет. Скорее всего вы станете опираться на сравнения: синий как небо (оно, между прочим, никогда не бывает синим), как море (и оно тоже почти никогда), как такой-то цветок или камень... Под определение "синего" у разных людей попадают оттенки не только синего, но и голубого, сиреневого, серого и даже зеленого. Я проверяла. И о сочетании каких именно цветов мы в таком случае говорим?

 

Если мы рассуждаем о цвете применительно к нашим художественным работам, понимаем ли мы, что один и тот же цвет, допустим, цвет бусины, разные люди видят по-разному и по-разному называют? Я впервые заметила это, обсуждая какие-то материалы для работы со своей мамой. Магентово-лиловый цвет она называла "свекольным". Но я в настоящем "свекольном" цвете не вижу лиловой составляющей. Мне стало интересно, я начала задавать вопросы разным людям. Единого мнения, конечно же, не получилось. Кто-то видел, как я, кто-то - как она. И если мы скажем: свекольный цвет не сочетается, допустим, с яично-желтым, однозначного понимания мы не получим. Я подразумеваю темный желток и свекольный цвет без синевы, а вы что подразумеваете?..

 

Остается добавить, что совершенно правильные, с точки зрения теории, работы при определенном освещении могут выглядеть, как настоящий кошмар.

 

Поэтому давайте-ка отправимся куда-нибудь на природу, и будем изучать "теорию" цвета там. Вы заметили, что у многих цветов, - вот например у лесных фиалок, - центр цветка отделан зеленым? Точно в тон основному цвету листьев, но чуть посветлее? Как же это красиво!

 

Мне кажется, что, публикуя эти фотографии, я занимаюсь именно преподаванием настоящей теории цвета. Если, конечно, вас не подведут настройки экрана монитора.

 

 

12 мая 2013 г.

 

Очень хочется убрать ужасный, страшный, уродливый забор между старым и новым участками. Но сначала нужно сделать нормальный забор по наружной границе нового участка, прежний хозяин делал его по принципу "нам скрывать нечего". В общем, нужно ждать.

 

Конечно, муж нашел выход из положения. В старом заборе он быстренько сделал подъемный люк. Получилось очень по-китайски: когда люк поднят, через проем видна небольшая часть сада, - появилась интрига. Мне люк понравился настолько, что я предложила оставить его, когда снесем сам забор.

 

Для наших зверей появившийся проход на новую землю был шоком. Они ведь очень уважают границы территории, своей и чужой. Одно дело - как бы невзначай, украдкой,  через забор перепрыгнуть или с хозяйкой через ворота войти. Но чтобы так вот - исчез кусок забора... Определенно должен быть подвох, так не бывает. Целый день ушел у них на осознание этой новой реальности.

 

 

Прежний хозяин любил мастерить и строить арт-объекты из подручных материалов. Не сумев понять сакрального смысла одного из них, муж решился объект снести.

 

 

А между тем в саду начинается бал тюльпанов. И уже придумывается одноименная коллекция...

 

Тюльпаны от Натальи Труш - это тюльпаны с историей. Однажды в июне Наталья позвонила мне и рассказала, что у нее есть для меня мешок тюльпанов, - луковиц.

 

Возле здания, где она работала, была большая клумба с тюльпанами. Когда тюльпаны отцвели, дамы, спешащие на работу, увидели, что озеленители выкапывают луковицы. На вопрос, что же будет с луковицами дальше, озеленители ответили: выбросим.

 

Дамы, имевшие дачные участки, тут же перестали спешить и принялись помогать. У Натальи дачного участка не было, но зато у нее была я. И вот она набрала мешок луковиц, а поскольку никогда раньше не имела с ними дела, пока положила их... в холодильник. Чтобы передать мне при встрече.

 

Поблагодарив Наталью, я попросила ее переложить луковицы "пока" в самое теплое место в доме.

 

Шло время. Наступил ноябрь. Ударил мороз минус 20 по голой земле. И состоялась наша клубная осенняя выставка, на которой мы с Натальей наконец встретились. Оказалось, что луковиц действительно, без преувеличения, мешок, - большой пластиковый пакет. Наталья к этому времени уже сделалась специалистом по тюльпанам, и луковицы были отмыты, высушены, разобраны, - в общем, выглядели просто великолепно.

 

Оставался только вопрос, что с ними теперь делать, поскольку не представлялось никакой возможности их закопать. Идея, почерпнутая из литературы, - развести костер, чтобы оттаяла земля, - мне никак не подходила: в моем саду для такого костра совершенно нет места.

 

Дома я собрала все, что могло хоть как-то послужить контейнером, посадила туда луковицы и отправила зимовать к георгинам. Мешок с луковицами после этого как будто и не уменьшился.

 

Оставшиеся луковицы я просто завернула в несколько слоев газет и отправила к георгинам же.

 

В январе, когда снега было уже много, я раскопала его до земли, выставила контейнеры и засыпала их сверху слоем снега около метра. Тюльпаны в газетах остались с георгинами.

 

Получился неожиданный эксперимент. Все тюльпаны выжили. Некоторые из тех, что были в контейнерах, даже цвели в этот год, в этих же контейнерах. Тюльпаны из газет я рассадила по саду.

 

И теперь в моем саду каждую весну цветут тюльпаны от Натальи Труш.

 

 

11 мая 2013 г.

 

А между тем в лесу...

 

 

10 мая 2013 г.

 

Между тем в саду...

 

 

9 мая 2013 г.

 

С Днем Победы! Светлый и горький праздник, потому что с годами мы начинаем понимать, какой действительно страшной ценой за него заплачено. И, отдав эту цену, целое поколение нашло в себе силы жить дальше, жить ради будущих поколений, - ради нас. И эта весна тоже подарена нам ими.

 

 

8 мая 2013 г.

 

Обживаем новый участок. Первым делом мы поставили там конуру для Дживса. Когда к нему приходит приятель, Дживс разрешает нам тоже в ней посидеть и попить кофе.

 

 

7 мая 2013 г.

 

Между тем в саду...

 

 

6 мая 2013 г.

 

И наконец наступает момент, когда лес окутывает зеленая дымка, сначала едва заметная, почти угадываемая, чуть тлеющая, но разгорающаяся с каждым часом. И в этой дымке уже поют соловьи.

 

 

5 мая 2013 г.

 

С праздником Светлой Пасхи! Христос воскресе!

 

На пасху я крашу гусиные яйца. И еще на пасху распускается красная примула, за это я называю ее пасхальной.

 

 

3 мая 2013 г.

 

Распускаются почки. Фотографии В.Н.Степного.

 

 

2 мая 2013 г.

 

Выходные, и муж фотографирует сад. Вы сможете увидеть, чем отличаются фотографии, сделанные хорошим фотографом (В. Н. Степным) от моих.

 

Мужу категорически не нравятся мои надписи на фотографиях, мне было разрешено поставить только водяные знаки.

 

Тюльпаны, которые вы здесь видите, это тюльпаны Кауфмана, сорт Johan Strauss. У меня они цветут первыми.

 

 

1 мая 2013 г.

 

Лес уже чуть подернут зеленоватой дымкой, распускаются почки. Оказывается, кроме зеленых тонов в палитре весны есть и бежевые, и серые, и мрачновато-коричневые, - но как радостно она умеет их сочетать, добавив золотистые, белые и серебряные  краски распускающихся сережек!

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить