О технике АНКАРС.

      Фраза «АНКАРС начинался с классического фриволите» уже стала традиционной в моих рассказах о нашей технике.


      Но это было именно так.


      АНКАРС начинался  с классического фриволите.

 

      История техники фриволите.

 

      В литературе об истории возникновения техники фриволите говорится крайне скупо. Известно, что эта техника существует много веков. Относительно страны  происхождения этой техники высказываются только предположения, которые расходятся между собой. Вероятно,  это все-таки одна из арабских стран. Известно, что в XVII веке в Англии большой вклад в развитие этой техники сделали монахини, и большинство схем изделий, которые мы сейчас называем «схемами классического фриволите», происходят именно оттуда.


      Позже техника фриволите получила достаточно широкое распространение в Европе. В Россию эта техника пришла из Франции, отсюда и французское ее название, которое мы используем по сей день.


      В XIX и начале XX века в России был издан ряд книг по рукоделию, таких как «Курс женских рукоделий», «Полная школа женских рукоделий» и т.д., содержавших небольшие разделы по фриволите, где давались основы техники и некоторые несложные образцы. Это были материалы, переведенные из различных зарубежных изданий. Но после октябрьских событий 1917 г. этот вид рукоделия, как и многие  другие, был признан «буржуазным», «мещанским» и «барским» и в итоге основательно забыт.


      К 80-м годам XX века в России почти не осталось людей, владеющих техникой фриволите. За исключением тех, кто когда-то, в молодости, в гимназии, например, изучал эту технику, но по прошествии стольких лет уже почти совершенно ее не помнил. В это же время на Западе возникла мода на классическое фриволите, появились публикации в журналах, книги. Чуть позже, в середине 80-х, в Ленинграде,  был организован кружок, где начали изучать эту технику.  И сегодня за возрождение фриволите в России мы должны благодарить Наталью Михайловну Егельскую, руководителя этого кружка (именно она научила азам фриволите тех, кто потом разрабатывал эту технику и нес ее дальше), Анну Григорьевну Вечерскую (разработавшую методику преподавания трехмесячных курсов, по которой, как и по книгам Анны Григорьевны, учились все последующие поколения мастеров), Нину Григорьевну Либин (восстанавливавшую старинную технику плетения фриволите с бисером на нити, создавшую на ее основе собственное направление, которое она назвала БИНИЛЬ) и других энтузиасток из этого кружка.


      Восстановив азы техники фриволите, А.Г.Вечерская, Н.Г.Либин и некоторые другие их коллеги по кружку  начали преподавать эту технику сначала в Ленинграде, а затем и в Москве.  Это были трехмесячные курсы, и вскоре появились их выпускницы – мастера, которые, в свою очередь, начали преподавание по той же программе. Конец 80-х и начало 90-х г.г., когда все это происходило,  были временем перестройки. Многие люди, и особенно женщины, оказались перед необходимостью найти новую работу, освоить новую профессию. Появилось большое количество самых разнообразных курсов, среди которых было много упомянутых выше курсов классического фриволите.

 

      История техники АНКАРС.

 

      Такие курсы фриволите при Ассоциации женского творчества закончила и моя мама, А.А.Розанова, в 1991 г. Я училась заочно по той же программе.  Мама как раз вышла на пенсию и на радостях записалась на очень большое количество всяких курсов, - вышивка, макраме, цветы из ткани, бисероплетение, что-то еще, поэтому ей было некогда, а я только что родила младшую дочь и сидела дома с детьми, Я, помогая ей, делала за нее домашние задания, и первый одночелноковый воротник, который я сплела, стал ее «курсовой работой». Когда в процессе изучения текстов занятий возникали непреодолимые сложности, я обращалась к мужу, ему приходилось разбираться с проблемой и растолковывать нам обеим непонятные моменты.


      В этом же году она начала преподавать фриволите, используя все ту же методику, а я время от времени проводила занятия вместо нее, когда они не вписывались в ее расписание (кроме обучения на курсах мама устроилась на работу в школу, преподавала английский язык и историю искусства, - обычная жизнь московской пенсионерки). В 1992 г. я официально оформила патент (предпринимателя, он был нужен для ведения платных курсов) и набрала свои первые группы.

 

      Поскольку мы жили и работали в Ново-Переделкино, а тогда это была отдаленная окраина Москвы, наши первые ученицы были из этого же района. После окончания  курсов они продолжали принимать участие в выставках, которые регулярно проводились нами в клубе «Встреча», где проходили занятия. На этих выставках мастера общались друг с другом, делились идеями и творческими планами, получая импульс для дальнейшего творчества. Это общение быстро стало хорошей традицией, и таким образом сформировался коллектив мастеров, который плодотворно работает и по сей день, пополняясь за счет новых выпускниц курсов. В    1996 г. этот коллектив получил название «Художественная мастерская  «Кружевница», позже, в декабре 1998 г., свое окончательное название «Художественная мастерская «АНКАРС», а в апреле 2001 г. – звание Народного коллектива.


      Мы достаточно быстро развивались. Ограничиться классическим фриволите оказалось просто невозможно. Практически сразу мы начали вносить какие-то свои дополнения в классические схемы, потом появились авторские схемы. Естественно, мы сразу же столкнулись со многими проблемами.  Пришлось пересмотреть и продумать правильную постановку рук при плетении, это дало  возможность восстановить то качество работы, которым отличались старые мастера. Стало интересно попробовать работать с нетрадиционными для фриволите материалами («тонкими скользящими нитями», которые теперь мы называем «АНКАРСовыми»), и вскоре мы полностью перешли на них, разработав соответствующую технику плетения.

 

      Два направления в АНКАРСЕ.

 
       У моего интереса к АНКАРСовым нитям была одна сугубо практическая причина. Кружево фриволите, безусловно, красиво, оно завораживает и вызывает восторг, но продать воротник или салфетку, выполненные в технике классического фриволите, и таким образом получить деньги за свой труд, – это достаточно проблематично. Воротники мы не носим, салфетки, при нашем темпе жизни, достаточно редко украшают наш интерьер. У меня была семья, маленькие дети, и продолжать заниматься делом, ставшим уже любимым, я могла, только научившись этим делом зарабатывать. Я понимала, что в такой же ситуации находятся многие из моих учениц. Нужно было найти какое-то решение.


       И мы сделали ставку на украшения. Их носят, их покупают и их продают.


      Украшение, выполненное из нитей, обычных для классического фриволите, это все же некоторый нонсенс. А вот АНКАРСовые нити позволяли выполнять работы, вызывавшие ассоциации с ювелирными изделиями.


      Так появилось первое правило АНКАРСа: в АНКАРСе узлы основы стилистически имитируют скань, то есть металл. При этом основа может быть любого цвета, - зеленой, красной, синей, - это уж как решит мастер, но она должна ассоциироваться с металлом, а не с нитками.


      Поначалу у мамы плохо получалось разбираться в схемах. Поэтому я находила в литературе схему, которая казалась мне интересной, проплетала, например, воротник, передавала ей свои разработки. Мама была, безусловно, очень одаренным человеком в художественном плане. Себя я тоже не считаю бездарной, но до нее мне, конечно, далеко. И на основе воротника фриволите, немного дополнив его декором, она создавала настоящие шедевры. Кроме того, у нее хватало терпения очень много работать с одной и той же схемой, используя эту схему в разных вариантах, меняя количество узлов, убирая или добавляя какие-то элементы, - доводя работу до совершенства. Так что мой труд по подготовке схем для нее был не особенно велик.


      Для меня было совершенно очевидно, что в деле переработки классических схем фриволите в АНКАРСовые работы я никогда не достигну маминого уровня. Поэтому я пошла другим путем, стала разрабатывать собственные схемы и элементы, никогда не повторяя схемы из одной своей коллекции в следующей. Так появилось мое направление в АНКАРСе.

      Разница между нашими направлениями, конечно, имела и другие причины, заключавшиеся в назначении работ.


      Работы А.А.Розановой – это коллекционные работы музейного уровня, произведения искусства, назначение которых – быть выставленными в витрине и приводить в восхищение всех, кто их видит. Можно сказать, что это – своего рода чистый арт.


      Мое направление все-таки являлось коммерческим, предполагалось, что мои работы и работы моих учениц будут, как уже здесь говорилось, носить и покупать.


      Эта разница привела  к некоторым различиям в требованиях, во-первых,   к материалам, и, во-вторых, к прочности. Если назначение колье – быть выставленным в витрине, не очень важно, насколько комфортно будет даме, надевшей его, иными словами – не царапает ли кожу основа работы. Насколько прочной является основа работы. Надежно ли закреплен декор.


       В работах моего направления все это, напротив, играет большую роль.


      В-третьих, технологичность. Над произведением искусства вы можете работать годами, если не собираетесь его продавать, а только получаете удовольствие от процесса его создания и законную гордость от результата своего труда. Но во сколько вам придется оценить украшение, которое вы делали несколько лет, при продаже, и найдется ли покупатель, готовый купить его за такую цену? Значит, мне нужно было разрабатывать такие схемы, чтобы на выполнение работ по ним потребовалось не слишком много времени


      На базе многослойного цветка (он описан в книге «Для тех, кто вяжет», - М.:Cоциально-коммерческая фирма “Человек”, 1992, в этой книге есть раздел по фриволите, автором которого является, по-видимому,  Т.П.Лепина – в книге нет четкого указания на это) А.А.Розанова разработала ряд объемных многослойных элементов, которые потом использовала во многих своих авторских работах. Принцип выполнения этих элементов показался мне нерациональным (слои выполняются с отрывом нити, приходится заправлять концы нитей, остающиеся от каждого слоя, кроме того, необходима послойная обработка до сборки элемента, – возникает вопрос, как же быть, когда возникнет необходимость постирать работу, – неужели разбирать обратно на составляющие слои?), поэтому в своих объемных элементах я использую другой подход -  они выполнены без отрыва нити.

 

      Что же такое АНКАРС.

 

      Мы продолжали усовершенствовать технику, в которой работали. Были разработаны различные способы декорировки основы.  В направлении А.А.Розановой  - это расшивка сплетенной основы по принципу вышивки бисером. В моем направлении – разработка правил расчета нанизывания бисера для схем любой сложности, позволяющая вплетать декор сразу при выполнении основы. Конечно, все эти способы использовались потом в обоих направлениях АНКАРСа.

      Вскоре вещи, которые мы делали,  уже значительно отличались от традиционного фриволите. Нас постоянно спрашивали на выставках, как называется техника, в которой мы работаем. Причем спрашивали люди, хорошо владеющие классическим фриволите. Стало понятно, что нашему детищу пора дать имя. И мы назвали его «АНКАРС». Это аббревиатура из имен и фамилий А.Розановой, Е.Степной и А.Сафоновой. Анжелла  Сафонова закончила учебный курс (тогда еще трехмесячный курс фриволите) у А.А. Розановой, ее первые авторские работы появились еще в то время, когда техника АНКАРС не была так названа, и описание некоторых из них включено в учебный курс АНКАРСа,  поэтому в аббревиатуре есть ее буквы тоже.


      Позже выяснилось, что слово «анкар» во французском языке означает «добавка». Некоторые думают, что в нашу аббревиатуру мы закладывали и смысловое значение: наша «добавка» к фриволите.  Если бы мы знали об «анкаре», мы бы, наверно, так и сделали. Но в нашем случае это оказалось чистой случайностью. Хотя – есть ли случайности в нашей жизни?


      Таким образом, слово «АНКАРС» появилось в 96-м году, но сама техника сформировалась раньше, первые работы, выполненные в этой технике, относятся приблизительно к 94-му году.


      Что же такое техника АНКАРС? В 1996-м году, давая АНКАРСу определение «техника оттеночной декорировки основы, выполненной челноками», мы стремились сделать это определение максимально лаконичным, подразумевая, что все подробности обозначены словами «оттеночная декорировка». Однако время шло, техника развивалась, появлялись новые идеи, авторские приемы и элементы, новые подходы к выполнению работ. Между мной и А.А.Розановой стали возникать споры, в которых истина не рождалась, поскольку каждая из нас была по-своему права.  Стало очевидно, что внутри АНКАРСа сформировалось два разных направления, которые отличаются предпочтениями в выборе материалов, общим подходом к выполнению работ, авторскими способами декора, авторскими элементами. Тогда же, в 1996 г., мы решили, что оба направления имеют право на существование, переделали программу нашего учебного курса каждая в соответствии со своим направлением, и с тех пор плодотворно работали, дополняя друг друга.


      Первоначальное определение техники АНКАРС стало тесным, мы выросли из него. Сейчас стоит добавить, подразумевая именно технику, что при создании изделий используется техника фриволите (челночное кружево), техника плетения фриволите с бисером, элементы вышивки бисером, авторские способы декора, элементы бисероплетения, макраме, специальные приемы и элементы, разработанные авторами техники АНКАРС, и  что в АНКАРСе есть две школы (школа Розановой и школа Степной) и  авторские направления ведущих мастеров (выпускниц курсов, наших учениц, которые уже стали зрелыми мастерами) внутри них. Сегодня работы ведущих мастеров отличаются, пожалуй, сильнее, чем первоначальный АНКАРС от фриволите, причем именно в плане используемой техники: разные элементы, разные приемы, -  а не только  индивидуальным почерком мастера.

Нина Григорьевна Либин, автор техники БИНИЛЬ, выполнила авторский перевод моей статьи об АНКАРСе на английский язык и любезно разрешила мне разместить этот перевод ЗДЕСЬ. Познакомиться подробнее с творчеством Н.Г.Либин вы сможете на ее сайте 

 http://www.beanile.com/

 

      Проект "Библиотека авторских эелементов АНКАРСа".

       У меня запланирован большой проект – создание библиотеки авторских элементов АНКАРСа. С указанием  и фотографией самого элемента, работы, в которой он впервые использовался, года его разработки и, конечно, имени автора. Пока этот проект лежит в черновиках, но со временем я его обязательно реализую.
Здесь на сайте вы уже видите заголовок соответствующего раздела. Это – напоминание нашим художникам:
Господа художники! Мне нужна ваша помощь! Я принимаю и рассматриваю ваши заявки на размещение ваших авторских элементов в «Библиотеке»!


      Описание выполнения элемента НЕ НУЖНО. Этот раздел – не мастер-класс, его назначение – сообщить миру о вашем изобретении и вашем авторском праве на него.


      Нужна фотография соответствующей работы, крупным планом отдельно – фотография элемента, год создания этой работы. Если считаете необходимым дать какие-то комментарии к элементу – пожалуйста.

Комментарии   

 
0 #3 Рина Степная 03.04.2016 11:09
И если я не совсем правильно вас поняла и вы хотели не просто опубликовать работы, а представить свои собственные разработки для проекта "Библиотека авторских элементов АНКАРСа" и таким образом заявить о них - присылайте, я готова их рассмотреть. -
Y si, no estoy del todo correctamente usted se dio cuenta y se pregunta no acaba de publicar el trabajo, y presentar su propio desarrollo para el proyecto "Biblioteca de autor de los elementos de АНКАРСа" y por lo tanto declarar sobre ellos - envíe, estoy dispuesto a considerar.
Цитировать
 
 
0 #2 Рина Степная 03.04.2016 11:01
Здравствуйте, Maria.
Я пока занимаюсь публикацией работ художников из нашей художественной мастерской "АНКАРС". И не очень успеваю это делать - на очереди огромное количество фотографий. Поэтому вопрос о публикации работ художников со стороны пока не стоит. Но если вам интересно мое мнение о ваших работах - напишите, обсудим. -
Hola, Maria.
Me ocupo de la publicación de los trabajos de los artistas de nuestro taller de arte "АНКАРС". Y realmente no tengo tiempo de hacerlo - en la cola de un gran número de fotos. Por lo tanto, la pregunta acerca de la publicación de los trabajos de los artistas de las partes hasta que no vale la pena. Pero si te interesa mi opinión sobre sus trabajos - escribir, discutir.
Цитировать
 
 
0 #1 Maria Martinez 03.04.2016 01:30
HOLA, SOY MEXICANA Y TENGO EXPERIENCIA EN FRIVOLITE PODRIAN PONER IMAGENES DE FRIVOLITE CON PIEDRAS GRACIAS
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить